Проблемы чтения в российском обществе обострились в конце 1990-х годов. Многие авторы подчёркивают снижение интереса к чтению у разных категорий населения, включая детей. Большие надежды возлагались на реализацию Национальной программы поддержки и развития чтения, рассчитанную до 2020 г. и циклы других мероприятий, проведённых в регионах Российской Федерации.
По результатам исследований ФОМ, ВЦИОМ и иных организаций, у нечитающего населения уменьшается уровень грамотности. Значительное количество соцсетей, развитие электронных ресурсов упрощают письменную и утную речь человека, делают её примитивной, и, к сожалению, безграмотной.
Весьма остро стоит проблема возрождения семейного чтения. Так. в советское время детям читали 80% семей, тогда как в 2016 - всего - 1,4%.
Таким образом, проблемы чтения необходимо решать сообща, на государственном уровне, используя накопленный потенциал российских библиотек и многих поколений россиян.